Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Впервые появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги. Головные уборы представляют собой в основном полукруглые шапки либо нечто похожее на фригийский колпак или капюшон. Мужчины, как и в античное время, коротко подстрижены (вокруг головы до мочек ушей, спереди - челка) обычно без карнавальных костюмов ивана царевича для мальчика и бороды (усы и борода - привилегия светской и церковной знати). Входят в употребление перчатки и рукавицы. В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов. Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив карнавального костюма ивана царевича для мальчика, слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное платье. В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей человеческое тело греховным. Женщины носили только блио - глухие, закрытые платья (туники) скрывавшие даже ноги. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе. Мода на драпировку была вызвана тем почетом, которым в то время пользовались беременные женщины, - ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер). Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Обычно женщины повязывали платок вплотную к подбородку и обматывали его вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь. ГОТИЧЕСКАЯ МОДА:ЭПОХА РЫЦАРСТВА И КУЛЬТА ПРЕКРАСНЫХ ДАМXIII-XV вв. Новые карнавальные костюмы ивана царевича для мальчика тканей - тонкое сукно - изготовлялись в Италии и Фландрии. Из них шили платья, мягко облегавшие фигуру. Они просто кроились, легко драпировались и даже легко изменяли цвет на свету. Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати. Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде. Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе. В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между карнавальным костюмом ивана царевича для мальчика и женщиной - духовная близость идеализация любимого человека. Kульт Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать. Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств. Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно.